Психологический центр Понимание

+7 (909) 990-23-72

+7 (991) 606-35-27

Ревность к младшему брату — случай из практики песочного терапевта

Детская песочная терапия 

Случай из практики (работа с ревностью к брату)

 

Катя (имя изменено, а фото предоставлены с любезного разрешения пациентки и ее родителей), 7 лет, учится во втором классе, семья полная, есть годовалый брат. Жалобы от мамы: ребенок агрессивен, бьет родителей, толкает и пинает детей на площадке во время прогулки. При этом учителя в школе и педагог по гимнастике, куда девочка ходит, Катю хвалят: там она ведет себя хорошо, прекрасно учится. В кабинете ребенок ведет себя так, что сначала я даже не понимаю, сможем ли и мы работать? Она мечется по кабинету, несколько раз кусает и ударяет маму, скидывает игрушки с полок, кидается ими в стену, а на призыв объяснить, что с ней происходит, кидается на пол с истошным криком.

Когда она замахивается на меня, я перехватываю ее руку и объясняю правила поведения в кабинете и Катя меня слышит, смотрит внимательно умными глазами и становится понятно, что мы сможем вместе с ней работать.

Работа с Катей длилась около полугода. Для достижения поставленных целей понадобилось примерно 20 встреч. За это время мы прошли все стадии от полного внутреннего хаоса до принятия себя, своих осознаваемых и неосознаваемых чувств и потребностей. Когда девочка научилась эти самые чувства и потребности выражать самостоятельно, без моей помощи, мы стали говорить об окончании терапии.

Бурное выражение агрессии со стороны девочки сопровождалось яростными нападками на маму, с применением к ней физического насилия и с истериками, которые Катя устраивала специально для мамы. Из ее истории и поведения у меня родилась версия о том, что она очень злиться на маму, за появление в ее жизни младшего брата. Когда Катя выбрала первую игрушку, для картины в песочнице, версия стала подтверждаться — это было прозрачное яйцо с маленьким детенышем динозавра внутри. Катя закопала его в песок, а вокруг разместила разных гадов и других динозавров, но лежа.

Я спросила: не яйцо ли случайно убило других динозавров? Катя подтвердила мою догадку.

В дальнейшей беседе с родителями выяснилось, что мама после рождения второго ребенка на 1, 5 месяца исчезла из жизни Кати. Младший брат заразился в роддоме инфекцией и его вместе с мамой на 1, 5 месяца положили в инфекционную больницу, куда Катю конечно же не пускали. Девочка, очень привязанная к маме, на 1, 5 месяца оказалась на попечении папы, который почти все время был занят на работе и бабушки, с которой до этого Катя виделась не чаще, чем раз в месяц. Поэтому бессознательные части психики девочки восприняли новорожденного братика как символического «убийцу» их общей мамы.

Позже в терапии возник период горевания, где Катя смогла «отыграть» в песочнице все свои чувства страха, потери и одиночества в тот период своей жизни, который проходил без мамы. На песке это выражалось в активной борьбе различных противоборствующих групп животных.

После принятия существования брата ( мама в это время стала замечать, что Катя перестала нападать на брата, но обращалась с ним пока еще как со своей игрушкой), настало время выстраивания своих границ и осознания этих границ у других людей. На песке Катя очень буквально выстраивала свои границы, ограждая свое от чужого частоколами и забором.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

После борьбы и отстаивания границ, появился порядок, где животные разбились по парам и семействам и каждый смог занять свое место.

Ближе к концу терапии появились картины, говорящие о доступе к внутренним ресурсам в психике ребенка. Катя стала закапывать в песок различные сокровища, а сторожить эти сокровища она поручила змеям ( древнейший архитипический символ Уроброс, женский символ бесконечности ).

Когда же сундук с сокровищами стал открываться и ему уже стала не нужна охрана, даже в виде архитипических животных, стало понятно, что можно говорить об успешном окончании терапии.

Менее чем за полгода Катя смогла перейти от деструктивного разрушительного поведения, к нормальному человеческому диалогу со своими родителями. Смогла в буквальном смысле увидеть своего брата ( существование которого она до этого отрицала), смогла принять его и стать для него настоящей старшей сестрой, чуткой и заботливой. Научилась выстраивать свои границы и уважать чужие. Перешла от скандалов и драк к пониманию и выражению своих чувств и бережному отношению к чувствам других людей.

Маргарита Елкина,

песочный терапевт

Если вашему ребенку сложно принять рождение младшего ребенка, помогите ему бережно принять этот факт с помощью песочной терапии.

Записаться на консультацию детского психолога можно по телефону +7 (495) 979-01-08 или в форме