Психоаналитик — кому, для чего и как?

Психоанализ  – это метод исследования бессознательного человека. Его основателем стал всемирно известный ученый, выдающийся врач-психиатр З. Фрейд, наблюдавший  в своей практике множество пациентов с невротическими расстройствами личности и различными психологическими проблемами, с которыми к нему обращались.

В результате своих наблюдений, он пришел к выводу, что у каждого человека есть некоторые неосознаваемые или забытые им фантазии, чувства, мысли, которые влияют на его нынешние поступки, эмоции и отношения  с другими людьми. Как правило, эти желания идут вразрез с требованиями принятых норм и правил поведения в обществе, создавая тем самым внутренний конфликт между желаниями человека и возможностью их удовлетворить. Эти внутренние конфликты вызывают сильный стресс и напряжение, чувство несчастья и другие симптомы, приносящие страдание (депрессия, навязчивые мысли, повторяющиеся сны, страхи, панические атаки, проблемы сексуального характера, желание причинить вред себе или окружающим). Часто такие симптомы также проявляются в области телесных заболеваний (врачи часто разводят руками, говоря что со стороны организма причин для проявления симптомов нет или  просто говорят «это нервное»).

Также эти внутренние конфликты постепенно могут привести к формированию патологических  личностных черт (антисоциальность, садизм, желание манипулировать, патологическое вранье и прочее), вызывают чувство неудовлетворенности отношениями в семье и на работе, снижают настроение и самооценку. Именно бессознательное определяет наш выбор других людей и модель нашего поведения, поэтому как бы мы не пытались изменить что-то просто меняя поведение —  эти изменения, увы, неустойчивы: все возвращается на свои места, поэтому человеку так сложно избавиться от какой-либо вредной привычки или выйти из деструктивных отношений.

Также З. Фрейд и его последователи отмечали, что отношения с родителями и полученный в семье опыт общения и взаимодействия (особенно ранний) оказывают огромное влияние на формирование личности человека, стиля  его мышления и восприятия жизни и отношений в будущем. Например, если нам было сложно доверять нашим близким в детстве, нам так же будет сложно во взрослой жизни выстраивать доверительные отношения с окружающими. Или же, если родители нас критиковали или просто не поддерживали и редко хвалили – нам сложно быть уверенными в себе, считать себя  людьми достойными и любить себя.

Поскольку эти бессознательные конфликты не доступны для осознания, они продолжают негативно влиять на жизнь и отношения человека, несмотря на то, что человек ищет помощи у друзей и близких, может самостоятельно изучать специальную литературу и даже получить ради этого психологическое образование. Исследовать эти бессознательные конфликты, а также избавиться от них, можно только с помощью психоаналитической работы со специалистом — психоаналитиком (или психоаналитическим психотерапевтом). Именно поэтому, для того чтобы стать психоаналитиком, специалисту необходимо пройти курс собственного психоанализа и разобраться со своими внутренними конфликтами.

Как проходит сеанс у психоаналитика?

Человек, который решил пройти курс психоанализа или психоаналитической терапии (разница заключается в уровне подготовки специалиста и количестве встреч в неделю), приходит первоначально на несколько установочных встреч, на которых  рассказывает о своем жизненном пути и о том,  что его на данный момент беспокоит и мешает жить. На этих встречах психоаналитик проводит специальное диагностическое интервью, с целью выяснения особенностей функционирования психики и личностной структуры данного человека (это позволяет психоаналитику выстроить подходящую стратегию работы), выяснить мотивы человека  пройти курс психоанализа, а также понять  насколько этот метод подходит данному человеку для решения его сложностей.

Затем, заключается устный договор о времени и частоте встреч, порядок оплаты и иных организационных моментах (в психоанализе эти правила называются «сеттингом»), которые являются основополагающей базой для успешного прохождения курса психоанализа. Психоаналитик всегда в назначенное время ждет пациента в кабинете и крайне редко эти встречи отменяются, что позволяет создать постоянные динамические терапевтические отношения между аналитиком и пациентом, а также формирует у пациента чувство постоянности объекта и тем самым повышает доверие в отношениях и в кабинете и в реальной жизни.

Технически прохождение курса психоанализа выглядит следующим образом: пациент рассказывает психоаналитику все, что приходит ему в голову, без критического оценивания: это могут быть сны, события реальной жизни, чувства по поводу происходящего или того, что происходило когда-то, какие-то диалоги – вобщем все, что есть в голове, даже если не видно  прямой логической связи между всем этим. Это называется методом свободных ассоциаций. Психоаналитик, в свою очередь, слушает пациента, связывает мысли и интерпретирует (дает иное понимание) бессознательному  содержанию того, что пациент рассказывает психоаналитику.

Терапевтический эффект достигается за счет нескольких аспектов: во-первых, рассказ о прежнем травматическом опыте сам по себе приносит облегчение за счет проговаривания вслух болезненных чувств и переживаний; во вторых, некритическое и безоценочное отношение и поддержка со стороны аналитика позволяет пациенту приобрести новый опыт общения с другим человеком; в-третьих, осознание своих бессознательных конфликтов с помощью психоанализа и их постепенная проработка, ведет к освобождению от имеющихся «симптомов», более глубокому пониманию себя, своих желаний, освобождению психической энергии для саморазвития и  творчества.

В итоге, качество «внутренней психической жизни» существенно повышается, что в реальности проявляется в умении спокойно выдерживать неопределенность жизни, благополучно проживать различные жизненные коллизии (без панических атак, депрессий и зависимостей), строить счастливые и долгосрочные отношения и найти дело жизни по душе.

Психоанализ детей имеет много общего с психоанализом взрослых, только вместо свободных ассоциаций (слов), дети используют игру (используются игрушки, карандаши, пластилин и прочее). С помощью свободной игры (детский психоаналитик, не вмешиваясь в игру,  комментирует происходящее и задает  вопросы) ребенок выражает свои чувства, фантазии, страхи, которые зачастую и являются причиной проблем.

В процессе психоаналитической работы ход естественного психического развития ребенка восстанавливается. Энергия, которая раньше была направленна на урегулирование внутреннего конфликта, высвобождается и перенаправляется на актуальные для возраста ребенка цели и задачи.

 С какими проблемами обращаться ко взрослому психоаналитику?

Психоанализ – наиболее эффективный метод лечения большинства психологических проблем и расстройств психики. Психоаналитический психотерапевт поможет преодолеть следующие трудности:

  • неуверенность в себе,  низкая самооценка
  • трудности в установлении любовных и дружеских отношений
  • трудности в отношениях с близкими людьми (измены, ревность, сексуальные проблемы, непонимание, ссоры)
  • одиночество
  • проблемы в общении
  • поиск себя, личностный рост и развитие
  • возрастные кризисы, потеря смысла жизни
  • трудности с контролем эмоций (гнев, тревога, повышенная плаксивость)
  • навязчивые мысли и действия (постоянное мытье рук, постоянная проверка «все ли выключено», «закрыта ли дверь», ритуалы)
  • расстройства пищевого поведения (переедание, булимия, анорексия);
  • повышенная тревожность;
  • панические атаки;
  • психологические травмы, насилие;
  • страхи, фобии;
  • психосоматические заболевания(бронхиальная астма, гипертония, гастриты, колиты, мигрени, кожные заболевания и др.);
  • депрессия (в т.ч. послеродовая)
  • нарушения сна (бессонница; трудности с засыпанием, кошмары);
  • зависимости (игромания, наркомания, алкоголизм);
  • сексуальные проблемы (фригидность, преждевременная эякуляция, психологическая импотенция, страх перед сексуальным актом и прочее);
  • неврозы.

С какими проблемами обращаться к детскому психоаналитику?

Проблемы поведения ребенка:

  • Агрессивное поведение (дерется, отбирает игрушки, толкается, кусается и прочее)
  • Трудности адаптации в детском саду, школе (долго плачет, не отпуская маму/папу; не слушает воспитателей/учителей, нет контакта со сверстниками и прочее)
  • Нанесение вреда себе (вырывает себе волосы, грызет ногти, обдирает кожу, делает порезы на коже ног и рук и прочее)
  • Застенчивость, необщительность
  • Гиперактивность, рассеянность
  • Школьная неуспеваемость

Травмирующие жизненные ситуации:

  • Смерть члена семьи или друга
  • Развод родителей
  • Насилие (физическое или психологическое)
  • Смена школы, переезд.

Нарушения в эмоциональной сфере:

  • Нарушения сна, питания
  • Кошмары, страхи, фобии
  • Навязчивые мысли, действия
  • Расстройства речи, тики
  • Плаксивость
  • Часто болеет, проблемы желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания.

Как найти хорошего психоаналитика?

К психоаналитикам, в отличие от психологов и психотерапевтов других направлений, предъявляются очень жесткие требования. Поэтому при выборе хорошего психоаналитика важно обратить внимание на его образование.

Высшей инстанцией обучения психоаналитиков является Международная психоаналитическая ассоциация (IPA), которая выступает  гарантом высокого уровня подготовки специалистов, а также строго следит за соблюдением этических норм и правил действующих психоаналитиков и кандидатов своих обучающих групп.

В Москве по такому стандарту психоаналитиков готовят две обучающих группы от IPA: Московское психоаналитическое общество (МПО) и Московская группа психоаналитиков (МГП) — образовательный тренинг в этих обществах длится не менее 6 лет (на базе уже имеющегося образования клинического психолога или медицинского образования), а личный анализ кандидатов длится не менее 5 лет — это одно из обязательных условие для того, чтобы специалист получил право заниматься психоанализом. Личная проработанность психоаналитика – залог его грамотной и профессиональной работы с пациентами. Также будущий психоаналитик длительно супервизирует два случая (работает с пациентом и, сохраняя его конфиденциальность, обсуждает эти случаи с уже действующим психоаналитиком на протяжении всей работы), что позволяет ему перенять «мастерство» из первых рук.

В нашем центре ведут прием кандидаты Московской группы психоаналитиков (МГП) — Борисова Екатерина Вячеславовна (работает со взрослыми) и Вепренцова Светлана Юрьевна (работает со взрослыми и детьми), поэтому обращаясь к нашим специалистам Вы можете быть уверены в высоком стандарте оказания психоаналитической помощи в Москве.

Записаться на первичный прием к психоаналитику, а также задать вопросы Вы можете  по тел. +7 (909) 990-23-72 или записаться через форму